Публикации в СМИ
Период технологической трансформации и инфраструктурные проекты в РФ
Появившаяся 22 апреля информация о письме Центрального Банка РФ в Министерство экономического развития, в котором банк попросил ведомство рассмотреть возможность «оптимизации коммуникационной деятельности» министра ЕЭК Сергея Глазьева является подтверждением наличия альтернативного взгляда на существующую экономическую деятельность финансово-экономического блока Правительства РФ.
Переводя с специализированно-чиновничьего на нормальный русский, ЦБ обратился в Минэкномразвития с просьбой «приструнить» информационную активность С.Ю. Глазьева, который жёстко критикует политику ЦБ России на протяжении ряда лет и который усилил свою критику на фоне последних событий с введённым режимом «самоизоляции», обострившим и без того серьёзные проблемы в российской экономике. Глазьев, без сомнения, один из самых известных российских экономистов. Он является доктором экономических наук, профессором, академиком Российской академии наук (с 2008 года), действующий Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской Экономической Комиссии. Я не могу оценивать уровень профессионализма Сергея Юрьевича как эксперта в области экономики, но, полагаю, что его профессиональный опыт и имеющиеся регалии свидетельствуют о том, что к его мнению, безусловно, стоит прислушаться.
В своём недавнем интервью каналу РБК, Сергей Юрьевич говорил о том, что мы вступили в новый период технологической трансформации, теория которого в экономической науке хорошо изучена и описана. На текущем этапе мы будем наблюдать процесс сдувания существующих финансовых пузырей, сконцентрировавших в себя основную массу финансового капитала, и последующее бегство капитала. Тот капитал, которому удастся спастись, будет искать себе новое применение и, в теории, устремляется в новые технологии, порождая таким образом, фронт новой волны Кондратьева. С его точки зрения: «То, что мы видим сегодня в рамках мер по борьбе с пандемией, целиком укладывается в логику формирования нового технологического уклада. Его основные направления это: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, это аддитивные технологии…». Надо отметить ещё одно важное утверждение Глазьева, что ни в коем случае нельзя в кризисный период останавливать инвестиции в инфраструктурные проекты, ибо они обладают самым высоким мультипликатором (то есть стимулирующим эффектом для экономики). Тут надо отметить, что Президент РФ уже успел официально озвучить свою точку зрения на этот вопрос и она полностью совпадает с рекомендациями Глазьева – продолжать исполнение и, следовательно, инвестиции в национальные инфраструктурные проекты. Мои коллеги из Консорциума «Открытые цифровые технологии» уверены, что проекты в сегменте ИКТ надо рассматривать как инфраструктурные и уделять им не меньше (а, по-хорошему, даже больше) внимания, чем строительству мостов, дорог или газопроводов.
Ситуация с реакцией подавляющего большинства стран на ситуацию с появлением новой коронавирусной инфекции ярко продемонстрировала то, о чём довольно давно говорил тот же Глазьев, например. А именно – огромную зависимость «первых номеров мировой экономики» от одного государства, еще совсем недавно с пренебрежением называвшегося ими «страной третьего мира». Коронавирус сумел добиться того, чего не смог сделать Трамп - руководство транснациональных экономических гигантов всерьёз начало заниматься изучением вопроса о переносе производств из Китая домой. Такие гиганты, как Google, Apple, Microsoft и другие, согласившись с необходимостью вывода части своих производственных мощностей из Китая, возвращаться в США, о чём просил Трамп, и не думают. Они внимательно смотрят на превращение в свои новые производственные площадки таких стран, как Вьетнам, Таиланд и других географических соседей Китая (что позволяет снизить издержки на перенос производства и не должно сильно повлиять на существующие логистические цепочки), где налоги гораздо ниже, чем в США, а стоимость рабочих руки «копеечная». Полагаю, что в этот раз транснациональные гиганты позаботятся о том, чтобы не выращивать себе новых конкурентов, как это произошло в случае с разворачиванием производств в Китае. Другими словами, все ключевые технологии они будут держать в своих странах и вкладываться в обучение локального высококвалифицированного персонала, как это происходило в Китае, не будут. Как говорят наши англо-саксонские «партнёры»: «just business, nothing personal».
Само собой, что для Китая этот процесс хотя и чувствителен, но ни разу не смертелен. Своих специалистов китайцы, спасибо «западным партнёрам» подготовили, чужие технологии освоили и на их базе, с относительным успехом, развивают свои. Тем не менее, Китаю потребуется как-то компенсировать потерю этих рабочих мест, что всегда неприятно, особенно – в период кризиса. Есть основания полагать, что Китай затруднит присутствие на своём рынке тех западных компаний, производство которых покинут Поднебесную. Как говорится, «мелочь, пустяк – а приятно».
Но мы слегка ушли от проблемы зависимости большинства стран мира от поставок из Китая. Первыми об этой зависимости начали говорить в США, которые в феврале 2020-го «вдруг» обнаружили, что 97% антибиотиков, потребляемых населением Штатов, поступает из КНР. «Если вы китаец и действительно хотите нас уничтожить, просто перестаньте посылать нам антибиотики», – так прокомментировал эти цифры бывший экономический советник президента США Гэри Кон. Вслед за Штатами эту проблему «увидели» и в других ведущих экономических державах: Германии, Японии, Южной Корее, Франции и других. Тут надо сказать, что Правительство Российской Федерации не видит никакой проблемы в зависимости от поставок из Китая, а зря. В эпоху кризисов, а мы, безусловно, находимся именно в таком периоде истории, самыми важными становятся лозунги (и действия) вроде «make America great again». И не надо думать, что Китай не будет ставить свои интересы на первое место, даже в ущерб интересам России. Да, не так жёстко, как это делают США и, скорее всего, без явного противостояния, но тем не менее. От того, что китайская «мягкая сила» действует гораздо аккуратнее американской, давление она может оказывать на Россию ничуть не меньшее. Одна из главных угроз (с точки зрения С.Ю. Глазьева) в наступившем периоде технологической трансформации, это угроза для России, как экономического субъекта, превратиться из сырьевого придатка Запада в сырьевой придаток Китая, как нового (или одного из новых) мировых гегемонов. Сергей Юрьевич считает, что ещё немного - и китайские инвесторы начнут управлять российской экономикой также, как это делали американцы в 90-е годы 20-го века.
В опубликованной работе С.Ю. Глазьева «Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса», говорится о неизбежности формирования новой архитектуры, в которой «кроме России, объективно заинтересованы все страны, подвергающиеся риску гибридной войны со стороны США и эмитентов других мировых валют, а также желающие избавиться от колониальной зависимости и неэквивалентности внешнеэкономического обмена». В ней также говорится о необходимости создания международной коалиции для координации действий по переходу к новому мирохозяйственному укладу. Эта коалиция «могла бы объединить страны ШОС и АСЕАН, а также латиноамериканские страны Боливарианского альянса и сохраняющие суверенитет страны Ближнего и Среднего Востока». Хочу особо обратить ваше внимание на следующие цитаты из этого доклада:
- «Еще одним фундаментальным основанием для формирования антивоенной коалиции должна стать международная конвенция по кибербезопасности. Чтобы обезопасить себя от применения кибернетического оружия ее участники должны согласиться на введение эмбарго на импорт вычислительной техники и информационных технологий из стран, отказывающихся от обязательств по борьбе с кибертерроризмом»;
- «Создание антивоенной коалиции является необходимым, но не достаточным условием мирного перехода к новому мирохозяйственному укладу. Для скорейшего формирования его воспроизводственных контуров нужна позитивная стратегия как международного, так и внутреннего плана. Экономический контур нового мирохозяйственного уклада формируется в сочетании различных форм частно-государственного партнерства с целью максимизации инвестиций в развитие производственной сферы»;
- «Необходимые для этого мотивационные установки должен дать идеологический контур, который в интеграционном мирохозяйственном укладе, в отличие от имперского, будет формироваться со значительной национальной и цивилизационной спецификой. Его общей для разных стран и цивилизаций платформой может стать концепция социально-консервативного синтеза, предусматривающая гармоничное сочетание традиционных религиозных ценностей, идеалов социальной справедливости, национальных интересов и прогрессивных технологий»;
- «Предпринимаемые российским правительством антикризисные меры должны быть дополнены стратегией долгосрочного развития на основе нового технологического уклада, а формированием системы управления развитием экономики на основе институтов нового мирохозяйственного уклада».
Опираясь на изложенную выше позицию видного экономиста и автора доклада, хочу, в очередной раз, вернуться к подходу, который активно поддерживает и продвигает Консорциум «Открытые Цифровые Технологии», а именно – необходимость для России выступить «третьим центром силы», в том числе и в сегменте информационно-коммуникационных технологий, не становясь полностью на сторону одного из формирующихся сейчас технологических блоков: США и Китай. При создании грамотного частно-государственного партнёрства, где государство и государственные корпорации будут содействовать частной инициативе, а не «закатывать её в асфальт», Россия имеет все шансы на создание и выход на новый сегмент глобального рынка ИКТ – рынка открытых цифровых технологий и построения глобальной экосистемы цифровых коммуникаций, независимой от диктата существующих технологических гигантов, как, условно, западных, таки и китайских. Такой «вендоронезависимый» подход базируется на:
- оригинальной и конкурентной бизнес-модели, основанной на слабостях существующих лидеров рынка, а именно – использование закрытой архитектуры устройств и систем, оставляющих возможность для внедрения «недекларируемой функциональности». Отсутствие должного уровня доверия – одна из ключевых проблем в сегменте глобальных коммуникаций, прежде всего, имеем в виду сеть Интернет;
- международной кооперации и изначальной ориентированности на экспорт решения в любые страны мира.
Реализация подобного подхода позволит России получить:
- повышенную санкционную устойчивость за счёт абсолютной унификации узлов и элементов систем, разработанных и производящихся различными компаниями в разных странах мира (сейчас выбор только между условно «западными» и «китайскими» производителями и технологиями);
- стать глобальным экспортёром средств и систем для сегмента глобальных сетей передачи данных на основе «открытого подхода» и создать глобальный имидж России, как экспортёра и гаранта доверия в мире.
В преддверии 75-летия Победы, хочется воспользоваться военной терминологией применительно к сегодняшней ситуации, ибо мировая война уже давно идёт, пусть и не в «горячем» виде. Что бы вывести поднять подразделение из окопов в атаку, командир должен встать в полный рост первым, что бы личным примером воодушевить бойцов. Так и в нашем случае, все описанные выше механизмы обеспечения устойчивого развития государства имеют хорошие шансы стать аргументами в пользу выбора создания многополярного мира только в том случае, если Россия «встанет в полный рост» и на собственном опыте продемонстрирует трансформацию государственного управления и возрождения экономики. Только в этом случае обсуждаемые технические инструменты решения стратегических социальных задач, будут не просто востребованы на глобальных рынках. А за них будут готовы платить весьма серьёзные деньги, как платят сейчас за наши системы ПВО и ПРО.
И, в завершении, приглашаю всех неравнодушных и заинтересованных в развитии и продвижении этой идеи, присоединиться к инициативе Консорциума «Открытые Цифровые Технологии». Мы твёрдо знаем, что именно сейчас у нас есть шанс вывести Россию в глобальные лидеры сегмента информационно-коммуникационных технологий и превратить нашу страну в экспортёра доверия и безопасности.
В. Зефиров,
Советник Президента Московской ассоциации предпринимателей
Источник: PublisherNews