Россия
Российский производитель телекоммуникационного оборудования
+7 (495) 748-71-84

Новости телекома

04.02.2022

Пятилетка телекома

Подведены предварительные итоги развития отрасли на рынках мобильной связи, платного ТВ, фиксированной телефонной связи в 2021 г., на основе отчета «Российский рынок телекоммуникаций 2021-2026» аналитического агентства «ТМТ Консалтинг». По предварительным данным «ТМТ Консалтинг«, объем рынка телекоммуникаций в 2021 г. превысил 1,8 трлн руб. Годовая динамика рынка составила 3,2%, это один из самых высоких показателей за последние годы. Основным фактором роста выступило восстановление рынка мобильной связи. В то же время, в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный доступ в интернет и платное ТВ наблюдается замедление динамики: темпы прироста абонбазы снизились после подключений в период самоизоляции 2020 г., а увеличение тарифов имело локальный характер.

В отчете приводятся данные с 2016 г., согласно которым доходы телеком-рынка в том году составляли 1,597 млрд руб., а темпы роста — 0,6%. Затем, в 2017 г. рынок подрос на 2,7%, в 2018 г. — на 3,3%, в 2019 г. — на 2,6%. В 2020 г. рост упал до 0,5% в 2020 г. (доходы составили 1,747 млрд руб.).

«В 2021 г. рынок постепенно начал восстанавливаться после 2020 г.: частично вернулись некоторые сегменты бизнеса, например, международный роуминг. Улучшается ситуация в сегменте корпоративных пользователей. С точки зрения конкурентной среды мы ожидаем, что тенденции к оздоровлению рынка, наметившиеся к концу текущего года, закрепятся. Это позволит повышать эффективность бизнеса для отраслевых игроков», — отметили в пресс-службе Tele2, добавив, что согласно отчетности «Ростелекома», выручка компании за девять месяцев 2021 г. выросла на 10,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В 2022 г. «ТМТ Консалтинг» прогнозирует снижение темпов роста до 2,11% (доходы составляют 1,842 млрд руб.), и до 2026 — данный показатель стабилизируется на отметке около 2% (2023 г. — 2,19% и доход в 1,882 млрд руб. соответственно; 2024 г. — 2,1% и 1,921 млрд руб.; 2025 г. — 1,9% и 1,957 млрд руб.; 2026 г. — 1,8% и 1,992 млрд руб.) по телеком-рынку.

Авторы прогноза отмечают, что при сохранении status quo вероятно сохранение рынком устойчивого роста доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Новые возможности на рынке в долгосрочной перспективе связаны с внедрением 5G и увеличением роли дополнительных ИКТ-сервисов. Независимо от этого точка роста доходов операторов продолжит смещаться в ИТ и прочие не телекоммуникационные сегменты, однако услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса.

В пресс-службе АО «ЭР-Телеком Холдинг« (ТМ «Дом.ру«) отметили, что в компании наблюдают консолидацию рынка и ограниченный рост за счет развития ключевыми игроками конвергентных предложений.

«Стагнация обусловлена ростом проникновения услуг и существующими «инвестиционными ножницами«, когда нагрузка на сети операторов связи растет, инвестиции перманентно увеличиваются, а тарифы сохраняются на прежнем уровне много лет подряд. Ресурсы, заложенные в прежние годы из-за пандемии коронавируса истощились, а новые рынки не компенсируют затраты провайдеров цифровых услуг«, — ответили в «ЭР-Телеком Холдинг» на вопрос ComNews, c чем связана оценка авторов исследования о снижении темпов роста рынка в ближайшие 5 лет.

По итогам 2021 г. количество абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России увеличилось, по предварительным данным «ТМТ Консалтинг», на 3,3% до 259 млн, приблизившись к уровню 2019 г. (260 млн). Проникновение составило 178%. В абсолютном выражении абонентская база приросла на 8 млн — это самый высокий показатель за последние 5 лет. Такому росту способствовало смягчение режима самоизоляции, обеспечившее приток посетителей в салоны связи, а также частичное восстановление числа трудовых мигрантов, традиционно формирующих заметную долю клиентов российских операторов. Доходы от мобильной связи в 2021 г. выросли на 4,4% против 0,9% в предыдущем году. Помимо роста абонбазы этому способствовал рост доходов от роуминга вследствие увеличения объемов выездного туризма. Еще одним фактором стало значительное увеличение выручки от дополнительных услуг в В2В-сегменте.

Авторы прогноза также отмечают, что проникновение широкополосного доступа в интернет в 2021 г. составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы – на 3,0%. В B2C-сегменте увеличение количества абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились. Значительное влияние на рост рынка ШПД в 2021 г. оказал сегмент B2B за счет подключения третьей очереди СЗО. Дополнительным положительным фактором влияния выступил процесс восстановления СМБ-сектора от негативных последствий введения в 2020 г. режима «самоизоляции».

Рост рынка платного ТВ почти остановился: по предварительным итогам 2021 г., абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 г.) и достигла 46,4 млн. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД пользователей на пакетные тарифы с IPTV. Отток в сегменте КТВ несколько замедлила продолжающаяся пандемия COVID-19 и вызванные ею низкая мобильность граждан и повышенный интерес к телесмотрению как к одному из основных видов досуга. Негативное влияние на динамику абонентской базы платного ТВ оказал рост количества конкурирующих предложений со стороны не операторских видеосервисов, обращают внимание в «ТМТ Консалтинг».

Объем рынка вырос на 1,5% и составил 106,1 млрд руб., по данным авторов отчета. На замедление роста выручки повлияло не только сокращение притока новых абонентов, но и существенное замедление роста ARPU — в 2021 г. операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов. К снижению доходности услуги также привели многочисленные акции и льготные периоды, особенно часто предлагаемые операторами в прошедшем году. С целью повышения ARPU крупные операторы еще больше внимания стали уделять развитию VoD (видео-по-запросу), расширяя собственные библиотеки и заключая партнерские отношения с онлайн-кинотеатрами.

«Российский телеком завершит 2021 г. ростом ниже уровня инфляции. При высочайшем качестве связи цены на услуги связи в России остаются одними из самых доступных в мире. Показатель ARPU остается практически неизменным на протяжении 10 лет. Главным фактором сдерживания цен является жесткая конкуренция в российском телекоме. Что касается прогноза по темпам роста на ближайшие годы, мы надеемся, что российский телеком-рынок не допустит сокращения в реальных деньгах», — обратили внимание в Tele2.

Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2021 г. уменьшился на 8,1% по отношению к 2020 г. и составил 87,9 млрд руб. Рост использования мессенджеров и мобильной связи ведет к отключению пользователей от услуг фиксированной телефонии — число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2020 годом на 8,5% и составило 19,6 млн. Доходы в сегменте В2С падают более быстрыми темпами, проникновение услуги упало на 3 п.п. до 24%., отмечается в исследовании.

«Драйверы – облачные сервисы, хранение данных, все что связано с контентом. Эффективность традиционного бизнеса операторов (моно-интернет и ТВ) будут снижать свою маржинальность«, — отметили в «ЭР-Телеком Холдинг«, добавив, что компания активно работает на новых рынках, развивая, в частности, направления умной домофонии, интернета вещей, облачных сервисов и искусственного интеллекта.

На динамику 2022 г., по прогнозам «ТМТ Консалтинг» будет влиять комплекс разнонаправленных факторов. С одной стороны, сохранятся восстановительные тенденции в мобильной связи, что обеспечит прирост абонбазы за счет возвращающихся абонентов, а также рост ARPU за счет роста сегмента роуминга. С другой стороны, вероятно негативное влияние ряда факторов. В частности, требование 533—ФЗ отключать абонентов мобильной связи, не предоставивших о себе сведений, приведет к выпадению части абонбазы, хотя большинство отключаемых пользователей мигрирует из сегмента В2В в В2С. Другим значимым негативным фактором является окончание этапа активного подключения социально значимых объектов, что предполагает снижение операторской выручки в этом сегменте.

В этих условиях ключевым фактором развития рынка на ближайшие годы выступает тарифная политика операторов. До настоящего времени периодический пересмотр коммерческих условий наблюдался лишь в отдельных сегментах рынка платного ТВ и услуг мобильной связи. Можно ожидать, что пересмотр тарифов на основные услуги связи станет более распространенной практикой. Продолжится также «мягкий« процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с лучшими характеристиками (скорость, включенный трафик, включенные услуги), заключили авторы исследования.

   
Источник: ComNews