Россия
Российский производитель телекоммуникационного оборудования
+7 (495) 748-71-84

Публикации в СМИ

13.04.2020

Экономика коронавируса и прорывные технологии

На днях агентство Bloomberg, ссылаясь на аналитиков ряда инвестиционных банков, сообщило, что «мир погружается в самую глубокую рецессию мирного времени с 1930-х годов после того, как из-за пандемии правительства потребовали, чтобы бизнес закрылся, а люди остались дома». «Даже при беспрецедентном уровне монетарных и фискальных стимулов валовой внутренний продукт вряд ли вернется к своему докризисному тренду, по крайней мере до 2022 года», – указывается в прогнозе.

За последние десятилетия экономика России стала частью глобального мира, став одной из составных частей всемирной экономической системы, развивавшейся по лекалам так называемой «либеральной модели». О начавшемся глобальном кризисе этой модели видные экономисты (как российские, так и некоторые западные) говорят уже не один год. Реакция правительств практически всех стран мира на объявленную Всемирной Организацией Здравоохранения пандемию коронавируса Covid-19 лишь ускорила уже начавшиеся процессы если не слома, то, по крайней мере, серьёзного изменения существующей экономической модели. Всё это привело к началу объективного процесса передела глобального рынка и, возможно, началу формирования новых правил и принципов международного сотрудничества, существенно отличающихся от тех, которые использовались на протяжении предыдущих десятилетий.

Все эти предыдущие годы, наша страна находилась на периферии экономического мира, не «высовываясь» из-за спин игроков «первой линии», возглавляемых двумя супер-экономиками Китая и США. Начавшийся кризис сильнее всего ударит именно по ним, но они же имеют в своих руках максимальные возможности для смягчения последствий этого удара. Судя по происходящему на мировом рынке, каждый игрок (страна) будет вырабатывать собственные меры по снижению влияния кризиса на свою экономику. «Закон джунглей» известный нам с детства по мультфильмам о Маугли, а именно - «каждый сам за себя», становится, как никогда, актуальным.

В этой ситуации руководство Российской Федерации должно осознать необходимость принятия чрезвычайных, а не минимальных, как сейчас, мер для удержания экономики страны от падения в пучину кризиса. Необходимо, как можно скорее определиться с государственной политикой в отношении инвестирования в системообразующие отрасли, такие, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Россия обладает довольно высоким, по сравнению с подавляющим большинством стран мира, уровнем развития информационных технологий, созданных на уровне приложений и существующих «поверх» используемых технологий передачи данных. Достаточно отметить наличие отечественных интернет-поисковых машин (Яндекс), социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники). Немного стран имеют возможность предъявить глобальному сообществу подобные успехи. Усилиями разработчиков и, в ряде случаев, с государственной поддержкой, удалось создать некоторые программные продукты и технологии, способные обеспечивать более или менее приемлемый уровень суверенного контроля над российским сегментом интернет. Тем не менее, все они базируются на существующих технологиях передачи данных, регулирование которых напрямую зависит от решений правительства США и действий ряда американских правительственных служб и организаций, включая специальные службы, такие, как АНБ. Это положение дел должно быть изменено, если мы хотим гарантировать себе полный контроль над работоспособностью сети и достоверностью передаваемой по этой сети информации.

В соответствии с утвержденной в 2018 году стратегией кибербезопасности США, американское правительство вправе запретить использование информационных технологий любой стране или компании, если они угрожают доминированию США в той или иной области.

Ярким примером служат санкции по отношению к китайской компании Huawei, вызванные не столько угрозами безопасности от недекларируемых возможностей (закладок) в оборудовании китайской компании, сколько тем, что Huawei является мировым монополистом на рынке сетей пятого поколения (единственная компания, у которой есть вся линейка 5G-устройств и их реальные продажи — 40 заключенных контрактов по всему миру) и наметилось существенное технологическое отставание США. Отказаться от работы с Huawei в связи с американскими санкциями были вынуждены и крупнейшие компании - Google заблокировала доступ Huawei к платформе Android и всем сопутствующим сервисам, Intel, Qualcomm, Broadcom и Xilinx объявили о прекращении сотрудничества, отгрузку чипов для Huawei собирался прекратить европейский Infineon Technologies, британская ARM объявила об отказе сотрудничать с китайской компанией в разработке архитектуры чипов, Microsoft отказался обновлять свои операционные системы на устройствах Huawei.

Всё вышеизложенное прекрасно иллюстрирует тот факт, что никакой «честной конкуренции» сегодня не существует. Власти США любыми доступными им способами защищают свои бизнес-интересы. Начиная от санкций и недобросовестной конкуренции с новыми лидерами рынка, до включения печатного станка с целю поддержки «своих» в начавшемся процессе передела рынка. Внимательный анализ рекомендаций тех, кто устанавливает правила на рынках, приводит к одному единственному выводу – нам настойчиво не рекомендуют воспроизводить именно те действия, которые привели к прорыву и быстрому росту нынешних «властителей» экономического или технологического преимущества.

Следуя «проторённым путём» сегодняшних лидеров, мы обрекаем себя следовать путём копирования и воспроизводства чужих идей, технологий, аппаратуры и программного обеспечения, которые разрабатываются в существующих центрах компетенций в США и Европе (добровольно соглашаемся на статус технологической колонии без права влиять на происходящие в метрополии процессы).

Объём внутреннего рынка Российской Федерации, в этом сходятся практически все ведущие экономисты вне зависимости от их политических взглядов и пристрастий, недостаточен, чтобы сделать экономически целесообразной большинство инновационных разработок. Без выхода на мировой рынок разработки будут убыточными и под них будет невозможно привлечь частные инвестиции.

Начавшийся процесс изменений на рынках охватывает (или охватит в самое ближайшее время) все области и отрасли. Этот процесс изменений даёт нам шанс «выйти на первый план» и кардинально изменить расстановку сил на таком быстро меняющемся рынке, как рынок ИКТ. Мы имеем шанс изменить существующие «правила игры» и утвердить новые принципы управления интеллектуальной собственностью и нематериальными активами. Эти принципы, о которых мы говорим, могут быть подобны правилам сообществ открытого программного обеспечения (open source software). По этим правилам, создаваемая внутри сообщества интеллектуальная собственность общедоступна для всех, кто согласен соблюдать правила, установленные в сообществе. Здесь имеется в виду применение гибких лицензионных политик, направленных на формирование открытой международной экосистемы разработки, производства и потребления результатов проекта, в противовес жёстким корпоративным политикам корпораций США и Китая. Подобный подход позволяет обеспечить, по возможности, равный доступ к высоким технологиям для компаний любых стран – участниц проекта, включая Китай и США, в том случае, если они принимают правила открытого сотрудничества.

В настоящий момент широкое распространение получили технологии разработки свободного программного обеспечения (СПО или free software) верхнего уровня. На базе такого ПО возможно значительно продвинуться в построении защищенных и независимых ИТ-решений. Однако базовое ПО нижнего уровня и «железо» по-прежнему остаётся зарытым. Таким образом, опора на CПО является довольно условной. Мы убеждены, что одним из окон возможностей должна стать концентрация усилий государства и российских инвесторов на поддержку разработки открытого дизайна микропроцессоров, на базе открытых технологий, архитектур и стандартов. Именно к этому призывает в своей программе Консорциум «Открытые Цифровые Технологии», созданный для продвижения и поддержки разработок с открытой архитектурой и на базе открытого программного обеспечения.

В текущих условиях глобальных гибридных войн, технологии производства интеллектуальных устройств гражданского назначения (в том числе для сетей передачи данных и искусственного интеллекта) не должны стать фактором тотального порабощения одних стран другими. Этот принцип в полной мере соответствует текущей политике Российской Федерации на международной арене.

 

Виктор Зефиров,
Советник Президента МАП

Источник: PublisherNews