Россия
Российский производитель телекоммуникационного оборудования
+7 (495) 748-71-84

Публикации в СМИ

04.03.2020

Кооперация государства и бизнеса в цифровой гонке

Технологии современного интернета, в основном, разработаны в 50-60 годах прошлого века. Они уже не удовлетворяют современному положению вещей. Появление мобильных сетей 5-го поколения, интернета-вещей и прочие инновации требуют создания нового подхода.

 

Виктор Зефиров,
советник Президента МАП по цифровым технологиям.

 

Предпосылки

Хотим мы того или нет, но технологии и структура существующих сетей будут изменены в ближайшие 10-15 лет. Уже сегодня существует скрытый конфликт между производителями телекоммуникационного оборудования и основными владельцами контента в сети. Этот конфликт привёл к тому, что компании типа Google, Amazon, Facebook и прочие уже проектируют и производят собственное оборудование, использующее частные протоколы. Последний пример конфликта – дискуссии в США по причине использования программ доступа к содержимому интернет (browsers) алгоритмов шифрования.

Возникшая, на почве борьбы за первенство в технологиях для мобильных сетей 5-го поколения, конкуренция между США и Китаем привела к технологической войне и созданию двух остро конкурирующих технологических блоков, формируются глобальные техно-экономические блоки. В перспективе, именно они определят структуру нового мира по принципу «свой-чужой». И в этом мире уже не будет места кооперации, ибо в полный рост встанет проблема выживания (прежде всего технологического) и, соответственно, «чужой» должен быть уничтожен, пусть и не в физическом смысле.

Оба блока используют одинаковую модель, основанную на закрытости технологий, что не позволяет строить доверенные для конечных пользователей сети и системы. Это вызывает нарекания со стороны потребителей, в том числе и на уровне государств, управляющие структуры которых являются, по факту, простыми пользователями тех же технологий. Потребители становятся заложниками поставщиков технологий.

Технологическая война показывает, что России необходима стратегия укрепления собственного технологического суверенитета. Мы входим в эпоху, когда критическая инфраструктура в мире – финансовые, энергетические, коммуникационные, транспортные системы, городское хозяйство – будет перестраиваться на новые технологии.

На наших глазах появляются линии мировых технологических разломов.

Мы должны немедленно приступить к формированию наших технологических партнерств, а не тратить время на раздумья. Увы, но в современном мире время бежит слишком быстро. Уже сейчас, перед Россией встает выбор – должны мы пытаться присоединиться к одному из блоков или мы можем создать свой собственный. Это может быть, например, кооперация с Евросоюзом, или с отдельными странами Европы (Германией, Францией), которые сейчас находятся в такой же технологической зависимости в сегменте информационно-коммуникационных технологий от американских или китайских технологических гигантов. Кто сейчас может назвать какую-либо глобальную цифровую платформу, принадлежащую европейцам?

Вот, например, список крупнейших цифровых платформ мира:

  1. Apple (США).
  2. Amazon (США).
  3. Alphabet (США).
  4. Microsoft (США).
  5. Facebook (США).
  6. Alibaba (Китай).
  7. Tencent (Китай).
  8. Netflix (США).
  9. Ant Financial (Китай).
  10. SalesForce (США).
  11. Booking Holdings (США).
  12. PayPal (США).
  13. Baidu (Китай).
  14. Uber (США).
  15. JD.com (Китай).
  16. DD.com (Китай).
  17. Xiaomi (Китай).
  18. Ebay (США).
  19. Airbnb (США).
  20. Toutiao (Китай).

А ведь ещё пять лет назад в списке были российские и южнокорейские компании. Так что, как мы видим, и Южная Корея, и Япония с Индией имеют те же самые проблемы, не позволяющие им быть технологически и экономически самодостаточными. И тот, кто соберет их вместе, будет способен на равных конкурировать и с Китаем, и с Америкой.

Подход к решению

В нашей стране широко распространена точка зрения, что мы окончательно отстали от лидеров в сегменте микроэлектроники и, отчасти, информационных технологий, и что нам остаётся единственный выход – смириться и попытаться «дружить» с одним из лидеров (условный Запад или Китай). Такой выход не должен устраивать руководство страны, если оно действительно заботиться о суверенитете и развитии промышленной мощи своего государства. Мы должны признать, что существующее положение вещей в микроэлектронной промышленности России не позволяет нам надеяться, что мы когда-либо можем приблизится к лидерам в рамках существующей модели и рынков. Это, увы, невозможно, но возможно предложить новую модель и создать третий центр силы. Да, равноправная конкуренция с существующими технологическими лидерами в сегменте глобальных сетей (весь топ-10 глобальных коммуникационных платформ представлен исключительно компаниями США и Китая) — это миф. Именно поэтому как никогда актуальной становится необходимость создания новой модели и открытия новых рынков, которые требуют создания альтернативы на основе понимания слабых сторон существующей модели, использующейся в современном мире обоими технологическими блоками. Такой слабой стороной является закрытость и отсутствие гарантий доверенности. Абсолютно все мировые компании требуют от клиента доверия к своим решениям, но не предоставляют никаких гарантий и инструментов верификации этого доверия (вспомним скандалы с решениями Apple, Samsung, Google и прочих). Именно на этом и требуется строить новую модель.

В парадигме этой новой модели уже не будет важно, например, что оборудование не столь дешёвое или не столь быстродействующее. Важно то, что производитель предлагает возможность и инструменты верификации доверенности этой платформы, гарантирует отсутствие внешнего управления и наличие «закладок»

Модель нового интернета

Единственным способом создания конкурентного преимущества перед США и Китаем (а, значит и создания нового, пока ещё свободного рыночного сегмента) является разработка собственных технологий и изменение принципов построения современного интернета на базе технологий с открытой документацией, более известных как открытые технологии и искусственного интеллекта для управления элементами новой глобальной инфраструктуры, которые позволяют не только гарантировать прозрачность и безопасность технологий для пользователей, но и обеспечить полное функциональное взаимодействие с существующими технологиями.

В основе модели лежит уже существующая технология, в том числе программно-определяемых сетей с элементами искусственного интеллекта, включая разработку и производство сетевого мультипротокольного процессора, способного выполнять задачи в составе современных сетевых решений для IoT, 5G, автономного транспорта, VR, телемедицины и т.д. Именно наличие такого процессора, позволяющего менять протоколы взаимодействия сегментов сети «на лету» и является основой модели. Очевидно, что мы не в состоянии немедленно начать производство подобного процессора, но имеется техническая возможность использовать уже существующие ядра типа RISCV, построенные на основе открытой архитектуры и доступные сегодня с учетом производства на существующих площадках типа TSMC. Да, это не создаст требуемого уровня доверия (на уровне кристалла) немедленно, но даёт возможность вести разработки уже сейчас и, соответственно, увеличивает скорость выхода на международный рынок. Само собой, что этот подход не отменяет работ по созданию на территории России собственного производства, способного производить подобные процессоры.

Именно тут и требуется кооперация государства и уже существующих бизнес-инициатив российских компаний, работающих в секторах разработки микропроцессоров и специального программного обеспечения для коммутационного оборудования. Мы уверены, что сейчас важно сформировать специальную федеральную программу по созданию глобальной, доверенной, конкурентной, технологически независимой, устойчивой к санкциям информационной инфраструктуры на базе новых принципов построения современных систем передачи данных, разработке российских технологий производства сетевого оборудования, электронной компонентной базы (ЭКБ) и программного обеспечения.

Эта программа не только позволит, в перспективе, полностью избавиться от использования потенциально опасных технологий, которые мы сегодня вынуждены заимствовать на глобальном рынке, и существенно повысить информационную безопасность и санкционную устойчивость страны, но и является, по нашим оценкам, коммерчески целесообразным проектом, позволяющим создать в России тысячи дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов в микроэлектронике и информационных технологиях, при условии достаточного внимания со стороны высшего руководства РФ и участия государства в финансировании проекта на стартовом участке. Только так эта программа может обеспечить успех данного начинания и именно в кооперации государства и бизнеса, ибо она требует изменения существующих сегодня подходов государства к финансированию исследовательских программ (ибо результатом должны стать общедоступные технологии), создания международных институтов (для обеспечения гарантий доверенности технологий) и продвижения этих идей и технологий на уровне первого лица государства. Существующая программа «Цифровая экономика», к сожалению, не включает в себя изложенные выше задачи.

 

Источник: PublisherNews