Россия
Российский производитель телекоммуникационного оборудования
+7 (495) 748-71-84

Новости телекома

11.09.2017

Система распознавания лиц появится на всех въездах на Сахалин

Сахалинская область входит в пятерку российских регионов по размеру затрат на ИКТ, свидетельствуют данные подготовленного CNews рейтинга ИКТ-бюджетов российских регионов в 2017 г.

О том, как развивается один из самых загадочных российских регионов, какие задачи в сфере ИТ ему приходится решать и что в итоге получают его жители в интервью CNews рассказал Сергей Попов, руководитель Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области.

Как организовано финансирование ИТ-проектов в вашем регионе?

Если мы говорим именно про проектную деятельность, то 80% ИТ-проектов реализуется централизованно через Агентство по информационным технологиям и связи Сахалинской области. Если говорить про обеспечение текущей деятельности органов власти региона, то они финансируют эту часть самостоятельно, согласовывая расходы и технические задания с Агентством.

Как изменились объемы бюджетного финансирования ИТ-проектов в 2017 году по сравнению с 2016 годом?

На мероприятия по информатизации законом о бюджете Сахалинской области предусмотрено на 2016 год — 1 109 883,4 тысяч рублей, на 2017 год — 1 763 619,6 тысяч рублей. Удельный вес расходов на информатизацию в общем объеме расходов областного бюджета составляет в 2016 году – 0,6 %, в 2017 году – 1,6%.

Основными направлениями, где было значительно увеличено финансирование, выступают ИКТ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, здравоохранения, проекты развития связи и систем автоматизации работы органов власти.

Привлекаете ли вы кроме бюджетных средств внешние инвестиции?

У нас есть опыт реализации совместного проекта с инвесторами. С 2016 года мы создаем инфраструктуру для обеспечения связью автомобильных дорог Сахалинской области и организуем электроснабжение этих объектов. Установкой базовых и релейных станций и их эксплуатацией занимаются операторы связи.

Какие основные задачи в сфере ИТ намерен решить регион в 2017 году?

Основные задачи 2017 года в сфере ИТ лежат в области медицины, безопасности, транспортного мониторинга, а также частичной централизации ИТ-функций органов власти области.

В рамках реализации стратегии развития ИТ в медицине мы модернизируем весь ИТ-ландшафт в Министерстве здравоохранения и распространяем региональный сегмент ЕГИСЗ (медицинскую информационную систему) на все лечебные учреждения области. Кроме этого, внедряем лабораторную систему, центральный архив медизображений, различные блоки по вакцинопрофилактике, родовспоможению и т.д. Мы идем к тому, чтобы у каждого жителя был личный кабинет, в котором была бы его медкарта со всей историей, все результаты исследований, анализов, снимков и прочая информация, доступная в любой момент при наличии интернета или телефона.

Мы активно развиваем направление аппаратно-программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности. Это камеры фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, сегменты АПК «Безопасный город», системы биометрического распознавания лиц на объектах транспортной инфраструктуры области.

В решении каких задач будут участвовать инвесторы?

На текущий момент участия инвесторов в ИТ-проектах не планируется.

Как вы оцениваете уровень доступности электронных госуслуг в отдаленных районах региона?

По сути, он напрямую зависит от наличия и качества связи и интернета. Услуги в электронной форме оказываются с помощью двух порталов – единого (gosuslugi.ru) и регионального (uslugi.admsakhalin.ru). Оба портала доступны с любого устройства, подключенного к сети интернет, в том числе и с мобильного телефона. Процент жителей области, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на текущий момент составляет более 60%.

Население Сахалинской области 487,3 тысяч человек. 96% населения имеют возможность доступа в интернет, в том числе широкополосного, с помощью мобильных устройств или спутниковых каналов связи. Вообще без связи у нас остается 112 населенных пунктов, в которых проживает 6,2 тысячи человек, что составляет 1,2%. Таким образом, большинство жителей области имеют возможность воспользоваться всем перечнем услуг, реализованных в электронной форме, а следовательно уровень доступности электронных услуг мы оцениваем как высокий.

Как решается в вашем регионе задача развития телекоммуникационной инфраструктуры?

Основная наша задача – это повышение уровня проникновения и качества связи в отдаленных районах. Для этого активно реализуются такие программы как «Устранение цифрового неравенства», региональные проекты по софинансированию строительства оптических каналов связи в отдаленные районы, федеральная целевая программа развития Курильских островов.

Так, областной программой «Информационное общество в Сахалинской области (2014-2020 годы)» предусмотрено мероприятие «Обеспечение доступности современных услуг связи в населенных пунктах Сахалинской области с населением от 100 человек и более», которое в 2017 году охватит 11 населенных пунктов области. Это позволит обеспечить еще 0,4% населения современными услугами.

Для устранения цифрового неравенства в Сахалинской области, на Восточном экономическом форуме, прошедшем во Владивостоке 2-3 сентября 2016 года, между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Правительством Сахалинской области и «Ростелекомом» было заключено соглашение. В соответствии с ним 29 населенных пунктов Сахалинской области, где проживает от 250 до 500 человек, получат доступ к высокоскоростному интернету. В 2016 году произведено подключение 4 населенных пунктов. В 2017 году будет подключено еще 10 населенных пунктов.

В рамках Федеральной государственной программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» планируется строительство подводной волоконно-оптической линии связи Южно-Сахалинск (о. Сахалин) – Курильск (о. Итуруп) – Южно-Курильск (о. Кунашир) – Крабозаводское (о. Шикотан). Она обеспечит к 2018 году связью все острова Курильской гряды, кроме Северо-Курильска.

Правительством Сахалинской области реализован проект по приобретению спутниковых каналов связи на Курильские острова.

Также в адресную инвестиционную программу Сахалинской области вошло мероприятие в рамках областной программы «Информационное общество в Сахалинской области (2014-2020 годы)», в соответствии с которым до конца 2017 года будут построены 14 объектов инфраструктуры для размещения телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего устойчивое покрытие автомобильных дорог федерального и регионального значения. 29 марта 2017 года подписано первое соглашение Правительства Сахалинской области с компанией МТС о размещении базовых станций на этих объектах. Готовятся к подписанию еще несколько.

Как развивается проект по информатизации здравоохранения?

На текущий момент финансирование проекта осуществляется за счет средств Министерства здравоохранения. Однако стратегию информатизации здравоохранения писало наше Агентство. Оно же защищало бюджет этого проекта.

В 2017 году был заключен ряд контрактов на модернизацию регионального сегмента ЕГИСЗ, внедрение лабораторной информационной системы, системы центрального архива медицинских изображений во все медицинские учреждения области. Проекты очень сложные, но я уверен, что уже скоро все лечебные учреждения Сахалинской области будут связаны едиными базами данных, будет создана единая ИТ-инфраструктура здравоохранения. Для нас это уникальный опыт – никаких локальных баз, различных интерфейсов и рассинхронизации данных о пациентах. Современное программное обеспечение дает самые широкие возможности для аналитики, управления и взаимодействия, например, с той же «Системой 112».

Расскажите о развитии систем «Безопасный город» в вашем регионе. Что сделано на настоящий момент и каковы планы?

Система «Безопасный город» создается в Сахалинской области с прошлого года. Проект условно разделен на 4 направления.

Первое – установка камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. На сегодня основная часть камер размещена в Южно-Сахалинске. В дальнейшем мы планируем устанавливать камеры на трассах, ведущих в муниципальные образования. На дорогах, где установлены комплексы, отмечается сокращение аварийности более чем в 2 раза и снижение тяжести ДТП.

Второе важное направление – система биометрического распознавания лиц на ключевых объектах транспортной инфраструктуры (аэропорты, порты, ж/д вокзалы). В 2016 году была запущена первая зона в центральном аэропорте Южно-Сахалинска. В 2017 году мы планируем оснастить этой системой еще 2 региональных аэропорта, а также один порт и железнодорожный вокзал, что значительно повысит уровень безопасности в регионе. Поскольку Сахалинская область расположена на островах, мы можем установить систему биометрического распознавания лиц во всех основных транспортных узлах и точках въезда и выезда с территории региона. И это делает наш проект уникальным для страны в целом. Надеюсь, что в 2018 году он будет завершен.

Третье направление – внедрение АПК «Безопасный город» как на региональном, так и на муниципальном уровне. По сути, это система электронного взаимодействия в ходе каких-либо событий и выработки сценариев реагирования на них. В 2016 году был реализован первый этап ее построения. Сейчас система находится в опытной эксплуатации – ее начали использовать 18 дежурно-диспетчерских центров и служб. Мы готовимся к ее тиражированию и развитию.

Также в сентябре 2017 года вводится в опытную эксплуатацию «Система 112», которая интегрирована с системой «Безопасный город». На муниципальном уровне, в свою очередь, активно внедряется система ситуационного видеонаблюдения, которой охвачены школы, детские сады, учреждения культуры и физкультуры, места массового пребывания людей. Вся информация поступает в Единую дежурно-диспетчерскую службу и в дежурные части ОМВД.

Как развивается внедрение в регионе государственных информационных систем, например, ГИС ЖКХ, ГИС «Контингент» и т.д.?

В области не было региональной системы ЖКХ. Поэтому мы активно участвовали в пилотировании ГИС ЖКХ. На текущий момент к ней подключены почти все управляющие компании Южно-Сахалинска и некоторых районов области. С 1 июля система была передана в промышленную эксплуатацию. Конечно, есть некоторые проблемы, но мы стараемся их решать. И очень ждем вступления в силу экономической мотивации с января 2018 года.

К АИС «Учет Контингента» подключены все учреждения, подведомственные региональным и муниципальным органам управления образованием, – школы и дошкольные учреждения. На следующем этапе мы планируем подключить к системе учреждения дополнительного образования – школы искусств, спортивные школы.

В годы кризиса многие организации, в том числе и госведомства, вынуждены были серьезно задуматься об оптимизации ИТ-расходов. Какие меры были предприняты в этой связи в вашем регионе? Получили ли широкое распространение облачные решения, ИТ-аутсорсинг?

Сокращение ИТ-расходов в условиях жесткой экономии – весьма спорный ход. Ведь ИТ повышают прозрачность деятельности, помогают выявлять направления для развития, способны автоматизировать многие функции, что приводит к оптимизации расходов другого рода.

Сахалинская область пошла по пути унификации и стандартизации целого ряда функций. Так, с 2017 года введено в практику проведение совместных торгов для закупки ИТ-оборудования. Кроме того, все техзадания ведомств проходят согласование в нашем Агентстве, и мы оцениваем не только их техническую часть и соответствие стандартам, но и целесообразность подачи заявки в целом.

Что касается облачных решений – этот вопрос не раз обсуждался, но пока у нас нет возможности арендовать облака. Ведь Сахалин связан с материком только двумя подводными оптоволоконными кабелями, которые иногда выходят из строя. Поэтому мы идем по пути развития собственного ЦОДа правительства и централизации в нем всей инфраструктуры.

Развитию аутсорсинга очень мешает разница часовых поясов. Кроме того, мы работаем по 44-ФЗ, и в случае, если на конкурсе победит недобросовестный поставщик, не сможем оперативно его поменять – то есть наши ключевые системы могут остаться без техподдержки. Риск слишком велик.

Планируете ли вы импортозамещение в органах власти региона?

Если говорить о прикладных информационных системах и приложениях, то уже сейчас значительная часть используемых в органах власти Сахалинской области программных продуктов являются отечественными. Наиболее сложно найти замену операционным системам и офисным приложением. В этих сегментах переход на российские разработки в краткосрочной перспективе затруднителен.

Удается ли с помощью ИТ повысить эффективность госуправления?

На мой взгляд, безусловно. Но каким бы идеальным не был ИТ-продукт, вопрос повышения эффективности госуправления сильно зависит от заказчика, от его желания что-то улучшать. Проблема в том, что ИТ – это всего лишь инструмент, которым надо пользоваться. А для этого нужна поддержка как руководства региона в целом, так и руководителей ведомств, где идет процесс автоматизации.

Каковы планы вашего региона в сфере развития ИТ на 2018 г.?

Наша основная задача – переходить от автоматизации базовых ИТ-функций к созданию удобных для населения сервисов и комплексных систем управления развитием территорий, взаимоувязывать созданные элементы ИТ-систем органов власти и выстраивать систему мониторинга за KPI и ключевыми проектами.

Источник: CNews