Публикации в СМИ

Юбилейный сочинский форум

В курортной столице России 24 — 26 апреля состоялся 10-й Всероссийский форум “Развитие телекоммуникаций в России”. Это мероприятие, которое под эгидой Россвязи и ОАО “Связьинвест” проводит ЗАО “Экспо-Телеком”, давно утвердилось в качестве одного из самых значимых событий телекоммуникационного года. Большой интерес к нему проявляют как производители оборудования и системные интеграторы, так и операторы связи, в том числе не входящие в холдинг “Связьинвест”.

Открыло форум выступление Т.А. Моисеевой, заместителя директора Департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ, посвященное нормативной базе, которая уже создана и которая планируется к созданию в отрасли “Связь”. Она отметила, что для того, чтобы абоненты были довольны и пользовались услугами связи, необходимо создать благоприятный правовой климат. Над этим трудится Мининформсвязи РФ.

Закон “О связи” вступил силу с 1 января 2004 г., и для его реализации было выпущено специальное Распоряжение Правительства РФ, в которое включено для разработки порядка 35 подзаконных актов по разным направлениям и сферам деятельности связи. Это и порядка 7 — 8 Правил оказания услуг по всем видам связи, документы, связанные с вопросами присоединения, построения сетей, ценообразованием, регулированием цен на присоединение, частотными вопросами и др.

Нереализованными из этого перечня на сегодняшний день остались только два направления. До сих пор не урегулирован вопрос по платности радиочастотного спектра и не приняты Правила оказания телематических услуг связи. Все остальные нормативные акты действуют, и по мере необходимости в них вносятся изменения и дополнения, связанные с практикой применения данных актов или с выходом новых законов.

Основу всей правовой базы составляют законодательные акты. Помимо закона “О связи” в прошлом году вступил в действие Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации”. С января 2007 г. вступил в силу закон “О защите персональных данных”. Эти три закона являются сейчас базовыми для связистов.

За прошлый год был внесен ряд поправок в закон “О связи”. Они явились ключевыми в свете развития отрасли. Это первая поправка к ст. 54 — отмена оплаты входящих соединений. Следующая поправка была включена в ст. 51 закона в части оказания услуг для спецпользователей. Строилась она на основе закона № 94, это касается использования государственных заказов при оказании услуг для государственных нужд.

Другая серьезная поправка была внесена в самом конце декабря 2006 г. в соответствии с решением Конституционного суда по иску Корякского законодательного собрания по универсальным услугам. Поправка изменила ст. 59 и 60 закона “О связи”. Самая свежая поправка от 9 февраля 2007 г. внесена в ст. 46 закона. Она вводит новые принципы, связанные с регистрацией оборудования. Эта поправка предписывает переход на регистрацию сетей связи и соответствующие изменения в деятельности надзора.

Уже подготовлены и частично внесены в Правительство изменения в Правила оказания услуг фиксированной и подвижной связи. На обсуждение юристам передан пакет из пяти Постановлений Правительства по универсальному обслуживанию. Также включены с учетом закона “О персональных данных” и поправок Конституционного суда изменения в 87-е Постановление, сейчас они уже находятся в Правительстве на подготовке к утверждению.

За прошедший год проделана большая работа в части установления нормативной базы по телевидению и радиовещанию. Ранее правовой базы, четко регулирующей взаимодействие и вопросы оказания услуг в этой сфере, у нас практически не было. Были либо приказы, либо распоряжения Министерства. В конце прошлого года вышло два Постановления Правительства по правилам по-строения и присоединения сетей телевизионного и радиовещания и правилам оказания телевизионных услуг и услуг радиовещания.

Создана правительственная Комиссия по вопросам радио и телевидения, переходу на цифровое телевидение. Сейчас разрабатывается Концепция по этому направлению.

Закон “О связи” дал направление по приведению в соответствие с нормами МСЭ вопросов, связанных с ресурсами нумерации в Российской Федерации. 26-я статья закона постановила, что нумерация является государственным ресурсом. В 2004 г. было принято Постановление 350 по распределению такого ресурса, но самой системы плановой нумерации РФ, как правового акта, у нас до недавнего времени не было. В июне прошлого года Мининформсвязи России и профильное Агентство Казахстана подписали соглашение о разделе нумерации в 7-й зоне всемирной нумерации. Это очень серьезный акт, который на уровне международных соглашений четко определил, какие коды в 7-й зоне являются российскими, а какие казахстанскими.

После этого Министерство приступило к разработке российской системы планов нумерации, и 142-й Приказ с ноября 2006 г. ввел ее в действие.

Т.А. Моисеева отметила, что хотелось бы получать от операторов обратную связь по применению действующих актов. В частности, Правила оказания услуг подвижной связи были в России впервые приняты в 2005 г. и вступили в силу с 2006 г. Министерство получило информацию от операторов по практике применения этих Правил и уже подготовлены исправления, дополнения, уточнения действующего текста, что положительно скажется на дальнейшем оказании услуг абонентам.

В связи с принятием закона “О персональных данных” тоже подготовлены изменения в действующие Правила, связанные с базами данных об абонентах. Пока еще проходит их согласование с заинтересованными ведомствами и говорить о том, что будет в итоге, рано. При этом Т.А. Моисеева обратила внимание, что в данном законе, в его 6-й статье, зафиксирована норма, которая четко регулирует взаимоотношения оператора и абонента в части использования персональных данных для вопросов, связанных с расчетами за услуги и работой с претензиями. Согласно закону операторы могут не спрашивать согласия абонента на использование его персональных данных в интересах расчетов за услуги и работы с претензиями. Ранее в соответствии с законом “О связи” действовала норма, что передача персональных данных абонентов третьему лицу осуществляется только с согласия абонента.

В заключение Т.А. Моисеева остановилась на выборе абонентами тарифных планов. С 1 февраля они получили право выбора из трех тарифных планов, которые являются обязательными для каждого оператора связи, деятельность которого в плане ценообразования регулируется Федеральной службой по тарифам. Она подчеркнула, что количество смен тарифных планов не ограничено. Нельзя запрещать абоненту делать выбор, когда он хочет. Это его право, он наделен свободой выбора, единственное ограничение касается только порядка подачи заявления на выбор тарифного плана.

Следующий вопрос, — отметила она, — который вызывал, наверное, большинство отрицательных реакций абонентов — это плата за смену тарифного плана. В проекте изменений в Постановление 310 Правительства РФ “Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи” внесено положение, что тарифный план меняется бесплатно. Это было озвучено министром в начале февраля текущего года.

Как показали собранные данные, больше половины населения выбрало тарифные планы с по-временным учетом. Второе место по популярности занимает комбинированный план, и третье место — абонентская плата. Только в Москве население в основном предпочло абонентскую систему.

Заместитель генерального директора ОАО “ЮТК” А.А. Самойлов в своем выступлении остановился на предоставлении новых услуг связи. Он отметил, что в условиях динамичного развития рынка развитие перспективных технологий является одним из инструментов ускоренного развития компании и удержания доли рынка. В 2006 г. доходы от широкополосного доступа выросли более чем в два раза, доля доходов от перспективных услуг при этом составила 11,1 % от общих доходов оператора.

В 2007 г. компания планирует расширять свою деятельность в области новых технологий как на основе широкополосного доступа, так и на основе интеллектуальных сетей связи. Одним из интересных направлений является развитие цифрового телевидения IP-ТВ под маркой DIZEL-ТV. Под этим брендом предоставляются услуги IP-ТВ пока на территории пяти регионов Южного федерального округа.

Согласно стратегическим планам компании к 2011 г. количество пользователей широкополосного доступа достигнет порядка 800 тыс. При этом доля новых услуг в доходах должна составить не менее 25 %.

Перспективные телекоммуникационные услуги являются также частью и некоторых национальных проектов. Так, Южная телекоммуникационная компания принимает участие в таких проектах как национальный проект “Образование” и Федеральная целевая программа “Развитие города Сочи как горно-климатического курорта до 2014 г.”.

В рамках реализации проекта “Образование” ЮТК обеспечивает общеобразовательные учреждения широкополосным доступом к образовательным ресурсам сети Интернет. В результате этой программы к концу 2007 г. должно быть подключено 5107 объектов общеобразовательных учреждений.

Проект развития города Сочи предполагает реализацию четырех основных телекоммуникационных проектов. Предлагаемое ЮТК решение позволит объединить мультимедийной мультисервисной сетью важные объекты этого проекта. Уникальные возможности сети откроют жителям перспективу получения услуг Triple Play, т. е. как Интернета и телефонии, так и мультимедийных услуг — IP-ТВ и, например, видео-телефония.

Другими перспективными направлениями развития широкополосного доступа являются телемедицина, дистанционное образование, телеметрия, телемаркетинг, управление движением на дорогах и видеонаблюдение. Продолжает завоевывать позиции беспроводной широкополосный доступ по технологии Wi-Fi. На территориях Краснодарского края и Ростовской области организовано порядка 60 точек доступа. ЮТК разворачивает эти точки в предприятиях гостиничного комплекса, ресторанах, развлекательных центрах и т. д.

Важным направлением для компании также являются услуги интеллектуальной сети связи. Это услуги по “карте № 1”, бесплатный вызов, универсальный номер доступа, телемаркетинг и услуги с дополнительной стоимостью.

Интеллектуальная сеть ЮТК представляет собой централизованное решение с территориально распределенными в филиалах элементами системы. Такая архитектура позволяет обеспечить роуминг услуг при миграции абонента из одного региона в другой.

Карта № 1 — это единая сервисная карта, которая была запущена в середине прошлого года. По ней пользователь ЮТК может получить несколько видов услуг, таких как коммутированный доступ к сети Интернет, внутризоновая связь, доступ к услугам междугородной и международной связи, оплатить услуги связи. Кроме того, это операции с сокращенными номерами и перенос средств с одной карты на другую.

Пользователь, купивший карту в Краснодаре, может воспользоваться ею в Ростове или Нальчике.

Еще одно направление новых услуг — это услуги центров обработки вызовов. В ЮТК ЦОВ смонтированы и действуют в семи филиалах. Общее количество рабочих мест в них составляет около 300. Call-центры позволяют предоставлять как физическим лицам, так и деловому сектору различные виды услуг, и с каждым годом их набор увеличивается.

Завершая выступление, А.А. Са-мойлов подчеркнул, что новые услуги — это повышенное требование к компетенции. Оператор связи должен иметь позитивное развитие с точки зрения внутренних факторов, а это и успешный, высокопрофессиональный менеджмент, и эффективное использование ресурсов. Соответственно, ставятся дополнительные требования к компетенции в области продаж и обслуживания.

Представитель другой МРК — директор департамента телекоммуникаций ОАО “ЦентрТелеком” А.К. Леваков выступил с докладом “Системные сетевые решения построения сети связи в Московской области с архитектурой NGN”. Он подчеркнул, что в настоящее время ни рядовых абонентов, ни корпоративных клиентов, число которых постоянно растет, не может удовлетворить только хорошее качество передачи голоса. Пользователям требуются дополнительные услуги, в частности, высокоскоростной доступ в Интернет, видеоконференцсвязь, телевидение высокой четкости, информационные сервисы, развлекательные приложения и многое другое.

Существующие сети связи служат для передачи в основном голоса и мало приспособлены для оказания других услуг. По-этому, реконструируя телефонные сети, операторы связи будут переходить к использованию таких технологий, которые позволяли бы при помощи только одной создаваемой сети оказывать наибольшее количество услуг. Для этого и нужны NGN. При этом инфраструктура NGN не является отдельной самостоятельной сетью. Большинство специалистов видят NGN как совокупность всего нового, что зарождается или проектируется в настоящее время.

Докладчик отметил, что достоинства NGN достаточно хорошо известны, поэтому остановился на недостатках. Основными недостатками решений на основе технологий NGN, на его взгляд, являются:

критичность к обеспечению надежности и информационной безопасности сети, что требует разработки системы обеспечения живучести с более жесткими требованиями, чем для классических телефонных сетей;

необходимость инвестиций в создание инфраструктуры мощной пакетной сети, что является особенно ощутимым, когда первичная сеть уже создана и эксплуатируется;

несовершенство нормативно-правовой базы, которая довольно противоречиво регулирует порядок построения существующих сетей и никак не способствует развитию сетей с архитектурой NGN.

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты по построению сетей связи практически полностью ориентированы на сети TDM, в которых процессом установления соединений управляет непосредственно каждая станция. NGN же предполагает, что классических телефонных станций не будет. Вместо них будут устанавливаться медиашлюзы, которые не управляют процессом установления соединений, а наоборот, сами требуют управления. Для управления ими в сети устанавливается программный коммутатор.

Программный коммутатор в условиях межрегиональных компаний ОАО “Связьинвест” может устанавливаться как на местной или зоновой телефонных сетях, так и обслуживать оба типа сетей одновременно. Экономически целесообразно использовать один программный коммутатор, управляющий множеством шлюзов, находящихся на разных уровнях сетей. Это выгодно и для целей управления сетью (из одного места), и для организации обслуживания абонентов, а также для биллинга — вся информация собирается в одной точке.

Но, с другой стороны, в случае выхода программного коммутатора из строя, либо выхода из строя отдельных каналов связи к медиашлюзам, функционирование сети либо нарушится, либо полностью прекратится. Конечно, в медиа-шлюзах обеспечено замыкание внутреннего трафика в аварийных ситуациях и, казалось бы, проблема с обеспечением установления местных соединений в таких случаях решена.

Однако, согласно действующим в настоящее время нормативно-правовым актам под местной сетью понимается сеть оператора связи, функционирующая в пределах муниципального образования. Таким образом, если на территории муниципального образования работает несколько узлов связи, абонентских шлюзов, АТС, то установление местных соединений между включенными в них абонентами должно осуществляться независимо от других технических средств, расположенных за пределами этого муниципального образования. То есть программный коммутатор, установленный в одном городском округе или муниципальном районе, не может управлять сетью местной телефонной связи соседнего муниципального образования.

Все сложности регуляторного характера накладываются на и так непростую структуру существующих телефонных сетей в Московской области. Она работает в трех кодах АВС — 495, 496 и 498. Все эти местные телефонные сети фактически являются продолжением сети Москвы. Они размещаются в муниципальных образованиях, расположенных на территории так называемого лесопаркового защитного по-яса. Телефонные соединения этих абонентов “от” или “к” абонентам города Москвы устанавливаются как местные, что противоречит существующим нормативно-правовым актам.

Для выполнения требований нормативно-правовых актов необходимо прекратить использование на территории Московской области кода 495, а также произвести выделение сетей в местной телефонной связи согласно административно-территориальному делению. Задача эта архисложная.

Принимая во внимание, что эти изменения затронут 570 тыс.абонентов, 90 % из которых включены в аналоговые станции, любые вложения в которые являются неоправданными, было принято решение о строительстве сети зоновой и 14 сетей местной телефонной связи на основе технологии NGN. Решения состоят в следующем:

на базе существующих волоконно-оптических линий строится транзитная IP-сеть, которая охватывает все 72 муниципальных образования области;

устанавливаются два программных коммутатора, выполняющих функцию зоновых транзитных узлов, а также транзитные шлюзы во всех муниципальных обра-зованиях.

Аналоговые АТС полностью сносятся и заменяются на абонентские шлюзы или цифровые АТС. В 14 муниципальных образованиях устанавливаются программные коммутаторы.

Транзитная сеть имеет смешанную структуру, объединяющую в себе ряд колец и радиальные связи таким образом, чтобы связность транзитных шлюзов была не менее двух. Такая связность при наличии двух программных коммутаторов, каждый из которых имеет возможность управлять всей сетью зоновой телефонной связи, обеспечивает даже при вероятности выхода из строя каналов между транзитными шлюзами равной 0,1, вероятность сохранения связности сети не менее 0,85, что для сети телефонной связи является очень высокой цифрой.

В случае выхода из строя обоих программных коммутаторов или всех каналов связи, соединяющих сеть местной телефонной связи с сетью зоновой телефонной свя-зи, управление транзитным шлюзом принимает на себя программный коммутатор местной телефонной се-ти. Таким образом, в случае аварии целостность сети местной телефонной связи сохраняется.

А.К. Леваков выразил уверенность, что применяя данные системные сетевые решения для сетей связи Московской области, будет достигнуто выполнение требований нормативно-правовых актов по построению сетей связи. Эти решения смогут также обеспечить в будущем выполнение разрабатываемых в настоящее время нормативно-правовых актов по обеспечению целостности и устойчивости сетей.

На форуме о новых услугах и необходимом для их внедрения оборудовании рассказали представители целого ряда производителей оборудования и системных интеграторов.

О модернизации на основе NGN местной сети города Кирова рассказал директор Кировского филиала ОАО “ВолгаТелеком” Д.В. Проскура.

Председатель совета Ассоциации отечественных производителей и потребителей радиорелейных систем связи (АПОРРС) Л.И. Брусиловский обратил внимание операторов связи, что в России производится надежное и современное оборудование РРС. Отметив, что огромные территории в нашей стране заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками, и учитывая, что по капитальным затратам наибольший удельный вес систем связи приходится на линейные сооружения, он констатировал, что радиорелейное оборудование — наиболее подходящее для России экономное средство связи. В пользу применения РРС говорит и зарубежный опыт. Большинство междугородных каналов связи во многих странах образовано на таких системах: в США — до 70 %, Западной Европе — свыше 50 %, Японии — около 50 %.

Ведущим российским производителям РСС удалось обеспечить высокую надежность оборудования за счет применения современной зарубежной элементной базы. При этом российское оборудование обычно заметно дешевле, тем более, что в цене строительства линии нужно учитывать не только оборудование, но и сопутствующие затраты по вводу в эксплуатацию. К этому следует добавить всепогодное исполнение российских РРС.

Л.И. Брусиловский охарактеризовал РРС ведущих российских производителей. Так, московская компания “Вокком Системз” с 2000 г. специализируется на производстве недорогих среднескоростных PDH РРС диапазона 11 ГГц, востребованных в сетях Интернет-провайдеров. Цифровые РРС — WOCCOM DG-matic с пропускной способностью 33 Мбит/с обеспечивают совместную передачу TDM+IP-трафика (4E1+Ethernet) и учитывают требования современных операторов связи к функциональности, пропускной способности, надежности и стоимости оборудования.

Номенклатура РРС НТЦ “Натекс” семейства Nateks-Microlink представлена четырьмя семействами уровня PDH и SDH со скоростями передачи от 8 до 155 Мбит/с, работающих в диапазонах от 7 до 23 ГГц. Их особенностью является применение модуляции 8/16/64ТСМ в PDH-системах, что в сравнении с модуляцией QPSK увеличивает пропускную способность в два раза при той же ширине радиоканала.

Петербургская компания ЗАО “Радиан” производит РРС для местной, внутризоновой и маги-стральной связи PDH диапазонов от 4 до 38 ГГц и SDH — от 4 до 23 ГГц. Скорость передачи — от 2 до 155 Мбит/с.

Существенной особенностью РРС “Радиан” являются среднескоростные моноблочные модели в диапазонах от 4 до 6 ГГц, которые позволяют строить экономичные линии с очень большими пролетами (до 90 км). Кроме того, в составе оборудования Радиан используется модем с адаптивным эквалайзером, что позволяет эффективно бороться с многолучевостью и замираниями.

Президент группы Zelax С.М. Сухман назвал свое выступление “Российский производитель телекоммуникационного оборудования: взгляд на рынок”. По его мнению, главная тенденция текущего развития российского телекома — активное участие отечественных компаний в национальных проектах, прежде всего, в программе “Интернет в школы”.

Уже сейчас видно его заметное влияние на отрасль. Существенно вырос трафик проекта, поэтому телеком вынужден менять ин-фраструктуру. В стране ощущается дефицит полосы пропускания в сетях передачи данных.

Привлекая в государственные проекты российских производителей, мы стимулируем не только сами компании, но и конкретных людей, работающих над успешной реализацией проектов.

С.М. Сухман отметил, что программа “Универсальная услуга” показала свою убыточность и на смену ей идет проект “Интернет в каждый населенный пункт”, который сразу обеспечит и телефон, и Интернет, сделав эту услугу востребованной.

В течение нескольких лет в крупных городах будут востребованы реальные скорости в 10 Мбит/с, а для школ и мелких населенных пунктов 1 Мбит/с, что приведет к спросу на каналообразующее оборудование со скоростями 1 — 10 Гбит/с.

По мнению докладчика, без четкой государственной политики в отношении российских производителей ситуация кардинально не изменится, либо будет изменяться достаточно медленно. Чтобы инвестиции пошли в российские производства оборудования связи, необходимо, чтобы регулирующие инструменты провоцировали такие действия, благодаря которым инвестиции в телеком были бы более выгодными, чем в другие сектора экономики. До тех пор, пока таких регуляторов на уровне государства не будет, сам по себе этот процесс будет происходить достаточно медленно.

Если мы хотим развития высокотехнологичного отечествен-ного производства, то для этого необходимо “покрутить” соответствующие ручки-регуляторы, которые доступны только государству. В данном случае у нашего государства пока руки до этого не доходят. А вот в КНР поддержка местным производителям техники связи оказывается существенная. Судя по тому, как быстро они развивают телекоммуникационный сектор, это серьезная политика, долгосрочная. Китайские производители чувствуют себя достаточно уверенно с точки зрения всесторонней государственной поддержки. “Нам нужна, — заявил С.М. Сухман, — поддержка со стороны государства хотя бы в виде деклараций. Это практически ничего не стоит, кроме печатных полос и эфирного времени, но даже такая поддержка была бы очень полезна. Пока ее нет даже в таком виде, не говоря уже о скромных налоговых льготах”.

Источник: Ежемесячный научно-технический журнал "Вестник связи", № 6.

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTR + ENTER
RSS-новости Zelax Zelax на Twitter Zelax на YouTube