Публикации в СМИ

В России резко перестало хватать полосы пропускания на сетях передачи данных

Сергей Сухман, президент Zelax.

Какие тенденции российского рынка телекоммуникационного оборудования вы могли бы отметить?

Самая заметная – это активное движение операторов в сторону пакетных технологий. Данная тенденция отражает потребности тех конечных пользователей, которые хотят звонить, скажем, в Китай за разумные деньги. Это вынуждает операторов, даже не самых гибких, двигаться в этом направлении. Вторая заметная тенденция связана с тем, что в стране очень резко перестало хватать полосы пропускания на сетях передачи данных. Когда-то 155 Мбит/c было много, а сейчас, особенно на фоне школьного проекта, очевидно, что сети «забиваются» очень быстро. Насколько мне известно, школьники создали весьма серьезный трафик. Этот проект для России и для телекома действительно стратегический. Надеюсь, телеком выдержит эти проблемы с перегрузкой каналов и адаптируется к новым реалиям. Для меня стало неожиданностью, что такие эффекты возникнут в результате школьного проекта. Это подтверждает серьезность происходящих изменений.

Похожие проблемы возникают и в секторе домовых сетей. Здесь также быстро растет трафик –   хотя услугу «Видео по требованию» еще никто не предлагает, но фильмы уже активно перекачивают. И операторы домовых сетей растут очень интенсивно, возможно быстрее, чем, скажем, компании «Связьинвеста».

Таким образом, мы наблюдаем быстрый рост потоков данных и, соответственно, требований к скоростям обработки и телекоммуникационному оборудованию. Потребители хотят от него все большей гибкости, функциональности, хотят «все в одном флаконе». Если взглянуть с позиции рядового пользователя, те решения и услуги, которые сейчас предлагают операторы, не вполне соответствуют уже созревшим потребностям. Начиная с софта для мобильных телефонов и смартфонов – качество программных продуктов на базе популярных платформ Windows и Symbian, по-моему, ниже всякой критики. А что касается фиксированной телефонии – на домашнем телефоне в наше просвещенное время до сих пор нет комплекса современных цифровых услуг. Да и в мобильной связи реально существует пока лишь скромный минимум тех сервисов, которые уже известны и серийно поддерживаются производителями.

Заметен ли рост требований к оборудованию со стороны операторов?

Операторский сектор существенно более консервативен, поскольку в нем «зарыты» очень большие деньги. Операторы вынуждены постоянно балансировать между требованиями заказчиков, запросами потребителей и своими возможностями. Теоретически они может быть и готовы выбросить все существующее оборудование и поставить новое, но фактически они этого сделать не могут. Даже в Китае, прогрессивном с этой точки зрения государстве, телекоммуникационная система весьма инерционна. Связь как совокупность операторов и всей инфраструктуры представляет собой тяжелый паровоз, который очень трудно сдвинуть с места, ускорить или затормозить.

С точки зрения перехода на IP-технологии существуют две основные стратегии, навязанные крупнейшими западными вендорами, – революционная и эволюционная. Какая из них больше применима в российских условиях?

В российском телекоме в эксплуатации находится огромное количество аналоговых систем разработки 1950-1960-х годов. Судя по всему, «Связьинвест» не может себе позволить отказаться от старого оборудования, несмотря на то, что разумно было бы его заменить. У него нет нужного количества денег, а в российской глубинке нет необходимого количества платежеспособных потребителей, чтобы окупить строительство новейшей цифровой системы. Известно, например, что при внедрении технологии MPLS в межрегиональных компаниях «Связьинвеста» возникли определенные экономические трудности. Но с другой стороны, прогресс остановить невозможно.

Поэтому я считаю, что российский телеком, вследствие своей инерционности, будет переходить на новые технологии постепенно, относительно плавно.

Укрепились ли позиции отечественных вендоров на рынке телеком-оборудования, на ваш взгляд?

Существенных изменений на рынке не наблюдается. Насколько я понимаю, без четкой государственной политики в отношении российских производителей ситуация кардинально не изменится. Потому что необходимо серьезно инвестировать в развитие этих процессов. Нужно, чтобы регулирующие инструменты создали такие условия, чтобы вложения в телеком стали более выгодными, чем в другие секторы экономики. До тех пор, пока таких регуляторов на уровне государства нет, сам по себе этот процесс будет происходить достаточно медленно.

Можно ли расценивать проект по интернетизации российских школ как один из шагов государства  в сторону поддержки отечественного производителя оборудования связи? Имеют ли в этом проекте приоритет российские разработчики?

Мне не известно о политическом решении, указывающем на то, что отечественные поставщики должны играть основную роль в этом проекте. Но есть экономические факторы: бюджет этого проекта вкупе с его масштабами не позволил применить западные решения, потому что последние оказались вне бюджета. В данном случае российские производители выиграли потому, что они могут в ряде случаев, обеспечивая качество, переигрывать по ценам западных вендоров. Хотя и в операторском сегменте мы вполне можем конкурировать с иностранными поставщиками.

То есть сейчас нет никаких преференций со стороны государства?

Нет. Существуют, конечно, таможенные пошлины, но они не являются ключевым регулятором. Более того, часто пошлины на готовое оборудование ниже, чем на компоненты, из которых это оборудование производится. Фактически, мы играем с иностранными производителями наравне. Если мы хотим развития высокотехнологичного отечественного производства, нам явно нужна поддержка со стороны государства – хотя бы в виде деклараций. Это практически ничего не стоит, кроме печатных полос и эфирного времени, но и такая поддержка была бы очень полезна. Пока даже этого нет, не говоря уже о хотя бы скромных налоговых льготах.

Источник: CNews, № 5_2007.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTR + ENTER
RSS-новости Zelax Zelax на Twitter Zelax на YouTube