Публикации в СМИ

Бремя российского экспортера

Российские производители уже преодолели боязнь интеграции в мировую экономику. Свыкшись с требованиями глобального рынка и оценив конкурентоспособность своих товаров, отечественный производитель пришел к заключению, что готов играть по принятым в международном сообществе правилам. И Россия уже знает примеры успешного экспорта высоких технологий и технологических продуктов. Однако большинство производителей без государственной поддержки не решаются выходить на незнакомые рынки дальнего зарубежья. Компании очерчивают границу своих коммерческих интересов пределами СНГ, где правила игры понятны. Тем более что рынки России и стран СНГ сейчас переживают период бурного роста.

Российские производители телекоммуникационного оборудования, выстраивая свои стратегии развития, вынуждены учитывать две основных тенденции российского рынка. С одной стороны, Россия не самый комфортный рынок, и прежде всего для самих производителей. С другой - внутренние потребности российских операторов все еще довольно активно растут.

Куда податься,
Кому отдаться?

В прогнозах на 2007 год аналитики предрекали России широкополосный бум. И, судя по всему, он уже грянул... Так, за 2006 год МРК "Связьинвеста" практически удвоили число своих ADSL-пользователей. Причем, их ожидания, связанные с широкополосным доступом в текущем году, еще более оптимистичны. "Система МассМедиа" (входит в АФК "Система") готовит к запуску IP-TV-проект, который также потребует значительного количества как операторского, так и абонентского оборудования. Российские операторы как существенные, так и альтернативные, либо уже строят NGN-сети, либо планируют это делать в ближайшее время. Словом, Россия не намерена сокращать внутреннее потребление телекоммуникационного оборудования. Это обстоятельство должно стимулировать российского производителя как наиболее гибкого и внимательного к потребностям отечественного рынка.

Действительно, внутренний рост стимулирует российского производителя. Однако в той же мере стремительный рост внутреннего потребления сдерживает компании в желании выйти за пределы привычных отношений. Так, генеральный директор производителя телекоммуникационного оборудования "Полигон" (г. Уфа) Тагир Якубов отмечает, что планам компании выйти на рынки дальнего зарубежья еще в 2006 году не суждено было сбыться. "Мы не отказались от идеи выйти со своими продуктами за пределы СНГ, однако это может случиться не раньше, чем во второй половине 2007 года. Сейчас, в связи с тем, что спрос на нашу продукцию внутри России вырос в 4-5 раз, мы вынуждены проводить внутреннюю реорганизацию. Более того, в настоящее время "Полигон" рассматривает возможность аутсорсинга. Мы ведем переговоры с китайскими компаниями с целью разместить в Китае производство наиболее массовых своих изделий", - сказал Тагир Якубов. То есть в России сложилась уникальная для постперестроечного периода ситуация: российскому производителю приходится выбирать между удовлетворением потребностей растущего внутреннего рынка и стремлением к международному развитию. В то же время продажи на внутреннем рынке наиболее сложны именно для мелких и средних российских производителей. Крупные как российские, так и международные компании находят способы лоббировать собственные интересы на всех уровнях, в то время как небольшим российским производителям приходится апеллировать лишь к собственной внимательности и оперативности реагирования на изменение потребностей своих заказчиков.

Кого понимаем,
Тому и продаем!

Российские производители, за редким исключением, в своей международной экспансии вообще излишне осторожны. Они не спешат выйти за рамки привычных в России рыночных отношений. Даже на традиционно близкие российскому рынки стран СНГ отечественные производители выходят осторожно, стремясь заручиться поддержкой либо властных структур, либо крупных местных игроков. Генеральный директор Zelax Сергей Сухман, объясняя причины, замечает: "Практика продвижения телекоммуникационного оборудования Zelax за пределами России показала, что в странах бывшего СССР особенно важны личные отношения между продавцом и покупателем". Глава Zelax полагает, что основной фактор, сдерживающий международное развитие отечественного производителя - недостаточная поддержка экспортеров государством. В том числе несвоевременный возврат налоговых платежей, предусмотренный налоговым кодексом. "Российские компании должны научиться лоббировать свои технологии за границей", - считает генеральный директор компании разработчика компьютерных систем "Артек Венчурз" Артем Юхин. Для того чтобы иметь возможность отстаивать интересы своей компании, Артем зарегистрировал ее в США. Ведь США представляют для него наибольший интерес. Более того, знание особенностей северо-американского рынка позволяет главе "Артек Венчурз" не только реализовывать собственные проекты, но и представлять в Северной Америке интересы других российских компаний, например, производителя систем безопасности НПО "Информация". Стремление отечественных разработчиков попасть в США объясняется тем, что американский рынок систем безопасности крупнейший в мире.

В большинстве случаев представители российских производителей не могут похвастаться, подобно Артему Юхину, глубоким знанием развитых рынков. Поэтому выходить на международный уровень пытаются постепенно. Тагир Якубов замечает, что компании, разрабатывая свои стратегии международного развития, исходят из того, что первоначально следует закрепиться на рынках, наиболее лояльных к российским производителям. Любопытно, что компании, не имеющие опыта международной деятельности, степень лояльности рынков оценивают по количеству успешных продаж "Рособоронэкспорта". Выходит так: где стреляют российские пушки, там и отечественным мультиплексорам применение найдется!

В то же время, в НТЦ "НАТЕКС" замечают, что работать на экспорт из России просто невозможно. Все, начиная от правил "затаможивания" грузов и возврата НДС, и заканчивая стоимостью транспортных услуг, направлено против экспорта высокотехнологичной продукции. Даже в СНГ сейчас легче продавать товар из Европы, чем из Москвы", - отметил представитель компании. Именно поэтому свои SHDSL-модемы, наиболее популярную продуктовую линейку, "НАТЕКС" предпочитает производить в Швейцарии. И это несмотря на то, что швейцарцам приходится платить более высокую заработную плату. Сегодня интересы "НАТЕКСа" за пределами СНГ представляет швейцарская компания FlexDSL Telecommunications AG. Руководство компании полагает, что организация экспортного бизнеса через зарубежную фирму позволяет повысить качество оборудования, прежде всего за счет необходимости соответствовать более жестким стандартам. Работа на конкурентных рынках вынуждает без потери в качестве предельно снизить себестоимость продуктов, что становится неоспоримым конкурентным преимуществом на менее насыщенных рынках.

Быть большим выгодно?

Впрочем, чтобы не складывалось впечатление, что российские производители боятся глобального рынка, следует привести несколько историй успеха. Прежде всего стоит вспомнить российскую компанию Infinet Wireless, которая специализируется на выпуске оборудования беспроводного широкополосного доступа. Компания успешно ведет бизнес как на Ближнем Востоке, так и в Латинской Америке. По словам главы Infinet Wireless Петра Кочегарова, на зарубежные рынки Infinet Wireless выходил самым традиционным способом: посещая выставки и общаясь с потенциальными заказчиками. Иными словами, подобные схемы выхода за пределы СНГ оказываются вполне действенными. Если компании действительно заинтересованы в международном развитии и им есть что предложить своим зарубежным партнерам, то они даже без поддержки государства способны выйти и закрепиться на рынках других государств. Тем более что поддержка государства есть. Может, не такая агрессивная, как, например в Китае, но... Для российских экспортеров высоких технологий предусмотрены налоговые послабления, приняты программы создания технопарков и свободных экономических зон, созданы два венчурных фонда РИФИКТ и РВК.

Россия - неотъемлемая часть глобальной экономики. Если в мире среди производителей телекоммуникационного оборудования наблюдается тенденция к глобализации, то и для России эта тенденция актуальна в той же степени. И корпорации, способные играть по правилам глобального рынка, в России уже появились. Например, концерн "Ситроникс" (входит в АФК "Система") развивается, как и многие крупные западные (или восточные) компании благодаря покупкам и поглощениям. Так, в Чехии концерн купил производителя телекоммуникационного оборудования Strom Telecom (в феврале 2007 года компания сменила название на SITRONICS Telecom Solutions), а в Греции - Intracom Telecom. Вместе с зарубежными компаниями российский концерн приобрел доступ на рынки Центральной и Восточной Европы, а также стремительно растущие рынки Средней и Юго-Восточной Азии. В результате сегодня "Ситроникс" имеет представительства в 25 странах мира, экспортирует свои продукты и услуги более чем в 60 стран, и более 3,5 тысячи компаний являются клиентами российского производителя.

Благодаря своей масштабности концерн "Ситроникс" можно назвать одним из самых защищенных отечественных производителей. Во-первых: бизнес концерна почти неуязвим в связи с высокой степенью диверсификации. Во-вторых, загруженность производственных линий гарантирована высоким уровнем потребностей компаний, входящих в состав АФК "Система" (доля выручки "Ситроникса" по итогам 9 месяцев 2006 года от продаж компаниям Группы "Система" составила 23,5%). В-третьих, успешность бизнеса "Ситроникса" связана с участием концерна в целом ряде государственных проектов. Например, "Ситроникс" - один из поставщиков чипов для реализации программы перехода к паспортно-визовым документам нового образца (биометрическим загранпаспортам). Выходит, быть крупным производителем в России выгодно.

Понятно, что российских производителей никто не ждет с распростертыми объятиями на международном рынке, но это не повод для уныния. Конечно, хорошо, если бы государство выработало более стройную программу поддержки отечественных производителей высокотехнологичной продукции и активнее лоббировало их интересы на международном рынке. Однако российским компаниям и самим стоит с энтузиазмом искать ниши на международном рынке и более агрессивно отстаивать собственные интересы в рамках глобальной экономики.

Автор: Олег Кресп

Источник: Журнал "Стандарт", №03 (50), март 2007

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTR + ENTER
RSS-новости Zelax Zelax на Twitter Zelax на YouTube